Содержание программы
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Учитывая ресурсы социокультурного окружения нашего детского сада, образовательные интересы и потребности детей, членов их семей и педагогов, в рамках подготовки к празднованию 300-летия города Бердска (2016 г.) с 2015 года одним из приоритетных направлений деятельности МАДОУ № 25 является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Весь практический материал (перспективно-тематический план, конспекты занятий, фотоальбомы, реализация проектов и т.п.) разработан педагогами на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва), методического пособия Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» материалов Бердского историко-художественного музея, периодических изданий г. Бердска, интернет-ресурсов, видеофильмов о г. Бердске.
Цель реализации программы - формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом.
Задачи:
- Расширять представления детей о родном городе: его историческом, культурном, географическом, природно-экологическом своеобразии.
- Развивать познавательный интерес к культурным и природным ценностям родного города, желание беречь и сохранять их.
- Дать представление о роли родного города и региона в экономическом развитии страны; о профессиях, связанных со спецификой города Бердска, о профессиях родителей и месте их работы. Воспитывать уважение к труду.
- Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к историческому и культурному наследию города Бердска.
- Формировать толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям и другим людям.
- Способствовать освоению педагогами современных образовательных технологий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
- Вовлекать в работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников представителей всех субъектов образовательной деятельности (дети, педагоги, родители, социальные партнеры).
- Создать развивающую предметно-пространственную среду в МАДОУ № 25 по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для детей дошкольного возраста (5-7 лет) «Маленький бердчанин» |
Реализация программы
Мероприятия, занятия, проекты и методические разработки по реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений:
Презентация проекта в подготовительной к школе группе «Песенка» «Мой любимый город»
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников
Русские народные подвижные игры
Роль отца в воспитании ребенка "Папа может все, что угодно"
Творческий проект «Русские валенки»
Консультация для родителей "Расскажем детям о Великой Отечественной войне"
Роль отца в семье "Поиграй со мною, папа"
Основные права ребенка в детском саду
Проект «Улицы моего города» группа № 8 «Непоседы»
Развитие речи "Игры в кругу семьи"
Презентация для детей старшего дошкольного возраста: «БЕРДСК – НАША МАЛАЯ РОДИНА»
Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств младших дошкольников»
Роль отца в семье «Поиграй со мной, папа!»
Проект «Вырасту и буду в Армии служить»
Социальный проект «Мой детский сад «Рябинка»
Информационный, партнёрский проект «Мой город Бердск»
Стендовый доклад по экологическому воспитанию дошкольников. Проект «Мы и мир вокруг нас»
Развивающая предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию
Детям о Великой Отечественной войне
Презентация проекта в подготовительной группе № 3 «Песенка» — «День Победы в рисунках детей»
Проект «Сквозь года звенит Победа»
Предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию
Развивающая среда построена с учетом следующих принципов:
- Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
- двигательную активность;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
- Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональносшь материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.
- Вариативностъ среды позволяет создать различные пространства, а разнообразный материал - альбомы, макеты и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.
- Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
- Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Помещение | Оснащение |
Методический кабинет | Глобус, карта Российской Федерации (карта предназначена для детей и содержит необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Символика города (флаг, герб). Карта города. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города Бердска», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности города», «Архитектура», «Спорт». Папки «История нашего детского сада с момента его основания»: фотодокументы об открытии детского сада, фотовыставка и воспоминания первых сотрудников, материалы знаменательных дат. Картотека дидактических игр. Подборка стихотворений о городе Бердске. Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения), изготовленные детьми, педагогами и родителями. Тематическая папка «Мой край»: материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов Новосибирской области и их настоящее; сельское хозяйство). Семейные фотоальбомы, книги, изготовленные детьми, педагогами и родителями на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо» и т.д. Фотоальбом «Бердск: начало – середина XX века», фотоальбом «Ново-Николаевск 100», альбом «НовоНиколаевск (1893-1926)», наборы сувенирных открыток «Бердск: две судьбы одного города», Михальцов А.В. «Бердск воевал» - книга памяти города Бердска, изд-во 36 г.Бердск, 1996г., Гаврилов П. «Бердск – город, открытый миру», ООО «Издательский дом Гаврилова» Новосибирск, 2015г., - 320с., А.Зеленцов «Не умирает русская душа», А. Зеленцов «Творчество «Трио Ромашка». Медиатека: видеофильм «Бердск: вчера, сегодня, завтра», мультимедийные презентации. |
Музыкальный зал |
Аудио–видеотеки; медиатека; аудиозаписи гимна РФ, гимна детского сада № 25 «Рябинка». Подборка музыкального репертуара патриотического содержания. Народные музыкальные инструменты, предметы народно-прикладного искусства. Театрализованные куклы для обыгрывания сказок народов России, куклы в костюмах разных народов, проживающих на территории РФ. |
Спортивный зал | Картотека народных игр, атрибуты для проведения народных игр, нетрадиционное спортивное оборудование, фотоальбом «Знаменитые спортсмены Новосибирской области» и др. |
ИЗО-студия | Альбомы с фотографиями и иллюстрациями города Бердска, открытки, альбом «Урало-Сибирская роспись». |
Коридоры ДОУ | Стенд «Моя Родина - Россия!» с изображением карты РФ, обозначением на ней Новосибирской области, города Бердска, фотографии старого и современного города Бердска. Стенд «Наши герои», посвященный памяти воинамземлякам, исполнявших интернациональный долг; стенд «Детям о космосе», содержащий информацию о первых космонавтах нашей страны. Уголки для родителей (стендовая информация); Сменяемая выставка детских рисунков по различным темам «Здравствуй, детский сад!», «Мой любимый город Бердск!», «Портрет мамы» и т.п. «Маленький бердчанин» «В гостях у светофорика» «Наша жтзнь» |
Групповые помещения |
Патриотические уголки: аудиозаписи гимна РФ, гимна детского сада № 25 «Рябинка»; стенд с государственной символикой РФ, Новосибирской области, города Бердска, в группах портреты президента РФ, губернатора Новосибирской области, мэра города Бердска. Аудио—видеотеки; медиатека; подборка музыкального репертуара патриотического содержания; мини-музеи «Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби и знай свой край»; макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения), изготовленные детьми, педагогами и родителями. Карта города Бердска, флаг и герб города Бердска и Новосибирской области. Центр: «Маленький Бердчанин», «Моя семья». Альбомы «Бердск — наша Родина», «Бердск — мой самый лучший город на Земле», «Экскурсия в осенний парк». Библиотека, где находятся русские народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России, портреты поэтов и писателей, книжки-малышки о своей семье, детском саде, городе, изготовленные детьми и родителями. Картотека стихотворений: «Город Бердск». Фото «достопримечательности города Бердска». Книги «Путешествие в историю Бердска» А. Лямин, Патриотические уголки: аудиозаписи гимна РФ, гимна детского сада № 25 «Рябинка»; стенд с государственной символикой РФ, Новосибирской области, города Бердска; аудио–видеотеки; медиатека; подборка музыкального репертуара патриотического содержания; мини-музеи «Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби 37 и знай свой край»; макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения), изготовленные детьми, педагогами и родителями. Библиотека, где находятся русские народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России, портреты поэтов и писателей, книжки-малышки о своей семье, детском саде, городе, изготовленные детьми и родителями. В уголках ряжения и театрализации – несколько вариантов русских народных костюмов, атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам. В изо-уголках имеются образцы народных игрушек, альбомы – раскраски с образцами народных узоров, альбомы по искусству, изделия прикладного искусства, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки), глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах. Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в Новосибирской области, «Красная книга» (области). Физкультурный уголок: атрибуты для народных подвижных игр. Уголок для родителей (выставки литературы, стендовая информация) |
Наши достижения
Фотоальбом
Экскурсия в детскую библиотеку
Воспитанники группы № 10 "Ромашка" побывали на экскурсии в детской библиотеке. Ребята узнали историю города Бердска. Встреча была интересной, познавательной.
Знакомство с символикой родного города (9 группа)
Экскурсия в пожарную часть
Экскурсия в Молодежный центр «100 друзей»
Дети рисуют "Мой Бердск"